Тягач мт-лб двигатель, вес, размеры, вооружение. Многоцелевой тягач лёгкий бронированный (МТ-ЛБ) Мтлб на вооружении вооруженных сил рф

Многоцелевой тягач лёгкий бронированный (МТ-ЛБ) - это быстроходный вездеход, предназначенный для доставки людей и транспортировки грузов в закрытом отапливаемом кузове в условиях бездорожья, снежных заносов, топкого грунта. Также МТ-ЛБ используется, как шасси для большого количества технологического оборудования, работы в геологоразведке, обустройстве дорог, буксировки прицепов, для охоты в труднодоступных местах.


Вездеход МТ-ЛБ оборудован цельнометаллической кабиной для посадки 2-х человек, а также закрытым кузовом для перевозки грузов или людей, в количестве 11-ти человек. Моторное отделение МТ-ЛБ отличается свободным доступом к деталям и узлам двигательной установки. Водитель со своего посадочного места имеет возможность включать предпусковой подогреватель, производить запуск двигателя, включать другие системы машины.

Для эксплуатации в условиях крайнего севера, на вездеходе МТ-ЛБ предусмотрен дополнительный отопитель, в добавок к штатной "печке", создающий комфортную температуру как для водителя, так и для пассажиров. Кабина имеет широкий обзор, позволяющий уверенно вести вездеход МТ-ЛБ в дневных и ночных условиях. Дополнительный обзор в тёмное время суток обеспечивают две фары и фара - искатель.

Модификации

МТ-ЛБ (Объект 6) - базовый вариант


МТ-ЛБВ - вездеходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см2). Предназначена для арктических регионов.


МТ-ЛБВМ - версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ.


МТ-ЛБМ (Объект 6М) - современная модификация, разработана в ОАО «Муромтепловоз»


МТ-ЛБМ1 (Объект 6М1) - модификация МТ-ЛБМ с установкой нового двигателя, мощностью 300-310 л.с.


МТ-ЛБМ2 (Объект 6М2) - модификация МТ-ЛБМ от «Курганмашзавода» с установкой нового двигателя и трансмиссии.


Объект 6МА - вариант МТ-ЛБМ с установкой башенной установки идентичной бронетранспортёру БТР-80


Объект 6МА1 - модернизация «Объекта 6МА» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя»


Объект 6МА2 - модернизация «Объекта 6МА» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ


Объект 6МА3 - модернизация «Объекта 6МА» с установкой 4 пусковых установок ПТУР 9М133 «Корнет», 7,62-мм пулемёта ПКТМ и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант»


Объект 6МА4 - модернизация «Объекта 6МА1» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ


Объект 6МБ - вариант МТ-ЛБМ с установкой башенной установки идентичной бронетранспортёру БТР-80А


Объект 6МБ2 - модернизация «Объекта 6МБ» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя»


Объект 6МБ3 - вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23в, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант»


Объект 6МБ4 - вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23к, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант»

Транспорт в вооруженных силах играет неоспоримую роль. Среди техники этой категории есть легенды, есть рабочие лошадки, о которых знает любой служивый человек, или интересующийся «в теме».

В послевоенное время, когда сухопутные части насыщались техникой, остро стоял вопрос об эффективном тягаче, способном доставлять грузы и личный состав, транспортировать несамоходную технику при относительной безопасности. Самой значимой разработкой стал МТЛБ, расшифровка которого звучит как многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный, на сленге часто называемый «мотолыгой».

Создание машины

1960-е годы ознаменовались осознанием в среде генералов того, что принятые на вооружение тягачи не соответствуют многим нормам безопасности. Вспомнив о распространенном в начале 1940-х бронированном тягаче «Комсомолец» и учтя опыт участников Второй мировой войны, запущен процесс проектирования нового образца тягача, способного защитить себя и расчеты в случае внезапной атаки.

Для большей экономии и быстроты работы принято решение о проектировании модели на базе уже существующей и запущенной в серию машины. Ей оказался МТ-Л, тягач на гусеничном ходу с отличными тактико-техническими характеристиками, для которого оставалось только доработать броневую защиту. В 1964 году начались войсковые испытания машины, а еще через пару лет образец оказался на вооружении Советской армии.

Производство тягача и вездехода было налажено на Харьковском тракторном заводе, известном, прежде всего, военной продукцией. Боевое крещение машина приняла в Афганистане, и сразу же в армии начались разговоры о «бесполезности» этой машины. Причина этого в неправильном использовании МТЛБ. Армейцы, называя машину «барахлом», сравнивали машину с БМП и БТР.

Между тем, рассматриваемый образец находится в другом классе военного транспорта. В этом то «мотолыге» не оказалось равных.

Противопульная броня неплохо защищала личный состав и перевозимые припасы, а в случае неожиданной атаки в дело вступал 7,62-мм пулемет.

После развала СССР основное производство этой необходимой для армии техники оказалось за границей, в независимой Украине. Это создало многие сложности в закупке новых единиц и в ремонте стоящей на вооружении техники.

Правительством было принято решение развернуть создание МТЛБ в городе Муром, на базе предприятия «Муромтепловоз». Заводчане прониклись идеей, и именно там было рождено большое количество модификаций и экспериментов с размерами и габаритами.

Боевое применение этой машины продолжилось в конфликтах конца ХХ и начала ХХI веков. Широко применяли ее во время Первой Чеченской компании, причем обе стороны. Связано это с распространением этой машины, а так же интересным юридическим казусом.

По международным законам и соглашениям об ограничении вооружений, МТЛБ не попадает под запреты. При этом для специфичных боевых действий, как партизанская и контр партизанская война устройство подходит идеально. Используют ее и в продолжающихся столкновениях в Сирии и на Украине.

Конструкция МТЛБ

Корпус машины состоит из нескольких броневых листов толщиной несколько миллиметров, эффективно броня защищает только от осколков и стрелкового оружия. Это же дает плюс, тягач обладает высокой плавучестью и проходимостью. При весе всего 9,7 тонн это не вызывает удивления.

Корпус внутри вместительный и удобный, как для экипажа, так и для пассажиров, это главная особенность параметров, как и низкий силуэт.

Компоновка состоит из трансмиссионного отделения, располагающегося в носовой части. Отделения управления впереди, здесь же установлена башенка с пулеметом, который находится в ведении командира машины. Моторный отсек и отделение для грузов и пассажиров находятся, соответственно, в середине и конце тягача.


Движение обеспечивает 8-ми цилиндровый дизель ЯМЗ-238В мощностью 240 лошадиных сил. Подвеска независимая, торсионного типа. Управление осуществляется, как на всей советской гусеничной технике, с помощью рычагов. Место механика-водителя мтлб приспособлено для управления всей электроникой в машине. С помощью щитка приборов можно наблюдать за всеми электронными и механическими системами.

В разработанных для севера конструкциях установлена дополнительная печка. Гусеницы, имеющие ширину 350 мм, обеспечивают отличное прохождение практически по любому покрытию.

Они же, благодаря движению, позволяют плавучей конструкции сравнительно быстро перемещаться по водной поверхности. Играет роль небольшая, всего 9,7 тонн, масса аппарата. Но за все нужно платить, в данном случае расходом топлива. Кушает аппарат 80-100 литров топлива на 100 километров.

Модернизации и ближайшие конкуренты

Прекрасные технические характеристики позволили создать на базе этой машины огромное количество модификаций. Транспортные задачи сохранили 20 широко распространенных модернизированных машин, около 50 разновидностей приобрели ярко выраженные «боевые» функции.


Можно перечислить с небольшим описанием технического устройства некоторых из них:

  • МТ-ЛБВ, модель для северных районов с расширенными траками, способными передвигаться по болотам и снегам;
  • МТ-ЛБВ-Н, «мирная» машина для сельскохозяйственных нужд;
  • МТ-ЛБВМ1К, приспособленная для высокогорья;
  • МТ-ЛБВМ, вооруженная 12,7-мм зенитным пулеметом;
  • МТ-ЛБМ, продукция муромского завода;
  • Объект 6МА с последующим индексом от 1 до 4, с разным вооружением, поставленным на Ma hrerf=”https://сайт/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/btr-80/” target=”_blank”>башню БТР-80. Так, под 1 скрывается тягач с установленным , 2 и 4 – 23-мм пушки, 3 – нескольких ПТУРов.

Армейский список может продолжить зенитная система «Стрела», санитарная машина, аппарат для химической разведки, командно-штабной вариант, технические тягачи со стрелой для эвакуации техники и многое другое.

Кроме этого, имеется множество разработок для геологов, лесников, пожарной службы. Каждая имеет свои характерные особенности, как то увеличенный запас топлива, поворотные транспортеры и мостики, или вмонтированные цистерны и прочее. Поскольку тягач используется более 20 странами по всему миру, уследить за всеми переделками очень сложно.


Аналоги существуют, однако они не так распространены, как рассматриваемый образец. Гусеничные тягачи, широко распространенные были в годы Второй Мировой войны, в настоящее время не столь популярны, в основном из-за огромного расхода топлива и ненадежности некоторых систем.

Советскими конструкторами создана машина, одинаково хорошо справляющаяся с самыми разноплановыми задачами, в то время как аналоги, американские или европейские тягачи без брони и без вооружения. К примеру, M939, грузовик – тягач колесного типа, а не гусеничный, состоящий на вооружении армии США, даже не легкобронированный.

Несмотря на некоторое превосходство в мощности (240 против 250 лошадиных сил) и скорости (61 километр в час против 100), американские М939 не так универсальны.

Место работы

МТЛБ является типичной машиной «рабочего» типа. В культуре и обыденной жизни обыватели немного знают о существовании этого многоцелевого тягача, а уж тем более как расшифровывается аббревиатура.

Для связанных с работой в тяжелых условиях севера или военных, без этой машины сложно представить нормальную службу или работу.

Грузоподъемность и вместительность, безотказность в эксплуатации, сравнительно дешевые запчасти и простой ремонт дают неоспоримые преимущества гусеничному вездеходу МТЛБ перед конкурентами, как среди бойцов вооруженных сил, так и среди геологов Транснефти из ХМАО. Модификации можно увидеть в фильмах и на постаментах в Сибири и на Дальнем Востоке, в краях, где суровые люди делали суровую работу на этих суровых машинах.

Видео

МТ-ЛБ… Эта аббревиатура прочно закрепилась в лексиконе наших военных. Появление МТ-ЛБ – многоцелевых легких бронированных транспортеров – было вызвано велением времени. И действительно: танкисты на поле боя передвигались на своих грозных машинах, мотострелки – на БТР и БМП, артиллеристы крупнокалиберной самоходной артиллерии были защищены броней САУ. А что оставалось делать тем, у кого на вооружении находились несамоходные пушки? Ездить на грузовиках? Можно было. Но… Не всякий грузовик потянет, например, 100-мм противотанковую пушку или 122-мм гаубицу, особенно на слабонесущем грунте. И потом: как защитить расчет орудия? Ехать ему в кузове машины, как говорится, с ветерком, конечно, комфортно. Но это – в тылу. А на передовой? Когда кругом свистят пули и осколки снарядов? Сам собой напрашивался вывод: нужна броня. И она появилась: в 1964 году увидел свет многоцелевой транспортер легкий бронированный МТ-ЛБ. Создали его конструкторы Харьковского тракторного завода под руководством А.Ф. Белоусова. В 1966 году началось серийное производство МТ-ЛБ.

«Рабочая лошадка» для армии

То, как эти машины появились в армии, было совсем необычно. Раньше вся перспективная техника создавалась сначала для нужд укрепления обороноспособности страны, а уж потом ее приспосабливали для использования в народном хозяйстве. С МТ-ЛБ все получилось с точностью до наоборот. Когда было принято решение снять с вооружения устаревшие гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П, производившиеся с 1949 года, заменить их сразу оказалось нечем. Необходимо было быстро создать новую, более совершенную машину. Конструкторы решили сэкономить время и деньги, взяв за основу будущего армейского тягача легкий транспортер МТ-Л, успешно эксплуатировавшийся в народном хозяйстве. Собственно, особой доработки и не требовалось: нужно было только «облачить» МТ-Л в бронированный корпус и внести кое-какие чисто специфические коррективы в конструкцию.

Машина сразу пришлась военным ко двору. Она снимала множество проблем. Теперь любые артсистемы весом до шести с половиной тонн были обеспечены своей тягой, а расчеты надежно защищены: сварной водонепроницаемый корпус тягача, изготовленный из катаных броневых листов, отражал как пули стрелкового оружия, так и осколки мин и снарядов. Более того, новый транспортер перевозил практически весь спектр военно-технического имущества, начиная от боеприпасов и заканчивая, грубо говоря, дровами для полевой кухни. Для бронемашины были разработаны специальные прицепы, что повышало функциональность МТ-ЛБ.

Многоцелевой тягач имеет три отделения: управления, силовое и грузовое. Отделение управления располагается в передней части. В нем находятся сиденья двух членов экипажа: слева – механика-водителя, справа – командира. Командир помимо своих основных выполняет обязанности пулеметчика: 7-62-мм пулемет ПКТ вмонтирован во вращающуюся коническую бронированную башенку прямо над его головой. Попадают в машину командир и механик-водитель через люки в верхней части корпуса МТ-ЛБ.

Обзор командиру и механику-водителю обеспечивают лобовые стекла, которые в боевой обстановке закрываются стальными крышками. В этом случае у членов экипажа имеется по три призменных смотровых прибора ТНПО-170-А. Командир для наблюдения за местностью пользуется к тому же специальным прицелом. Для езды ночью на МТ-ЛБ можно устанавливать прибор ночного видения с инфракрасной подсветкой.

Силовое отделение находится сразу за механиком-водителем и состоит из мощного дизельного двигателя с системами обслуживания, помещенного в специальный шумопоглощающий кожух. Поначалу на МТ-ЛБ устанавливался 8-цилиндровый 4-тактный V-образный дизель жидкостного охлаждения ЯМЗ-238В, имевший весьма приличные характеристики. Его мощность составляла 192 кВт (260 л.с.), а показатель удельной мощности равнялся 19 кВт/т, что по тем (да и по нынешним) временам было весьма неплохо. В настоящее время МТ-ЛБ также комплектуются ярославскими двигателями, только более современными – ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ВЗ и другими модификациями.

Двигатель занимает не все место за экипажем. Прямо за командиром имеется проход в грузовое отделение. Вдоль прохода установлены топливные баки, которые используются в качестве сидений для десанта. В грузовом отделении также есть сиденья. Когда предстоит перевозка грузов, они складываются. Чтобы десант во время боестолкновения мог помочь командиру огнем, в бортах тягача имеются амбразуры для стрельбы из стрелкового оружия. Посадка в МТ-ЛБ и высадка из нее бойцов осуществляется через кормовые двери и люки в крыше корпуса. Тягач рассчитан на размещение внутри до одиннадцати десантников.

Ходовая часть машины состоит из 12 опорных катков (по шесть с каждого борта), двух направляющих и двух ведущих колес. Ведущие колеса, расположенные спереди, имеют съемные зубчатые венцы, что позволяет быстро заменить их в случае необходимости. Подвеска МТ-ЛБ – торсионная. Коробка передач – шестискоростная. Управляется тягач с помощью двух рычагов. Кстати, об управлении. Тягач имеет уникальное свойство: он может развернуться практически на месте. Это создает ему большие преимущества на труднопроходимой местности, например в лесу или в горах.

Легкобронированный тягач обладает завидными скоростными качествами, передвигаясь со скоростью до 60 км/ч по шоссе. Он способен преодолевать 2,5-метровые рвы и вертикальные стенки высотой 80 сантиметров.

МТ-ЛБ – плавающая машина. Перед преодолением водной преграды на ней спереди поднимается волноотражающий щиток, удлиняется воздухозаборная труба, а сзади в рабочее состояние устанавливаются гидродинамические решетки. Движение на плаву осуществляется за счет перематывания гусениц. Вода, попадающая внутрь машины, откачивается высокопроизводительной – до 450 литров в минуту – помпой. Тягач может продолжать дальнейшее движение даже при значительной потере плавучести. Он способен преодолевать водные преграды, имея на борту до двух тонн полезных грузов.

Как и все отечественные боевые бронированные машины, многоцелевой тягач оборудован отопителем и фильтровентиляционной установкой.

Одним из немногих недостатков машины явилась слабая броневая защита. Толщина брони составляет всего десять миллиметров. От шальных осколков и попаданий обычных пуль легкого стрелкового оружия она, как отмечалось выше, спасает. Но вот от прицельной стрельбы бронебойными патронами, особенно крупнокалиберными, защиты уже нет. Конструкторам пришлось делать сложный выбор: либо скорость, маневренность, проходимость, либо тяжелая бронезащита. Предпочтение, причем совершенно сознательно, было отдано первым качествам – ведь МТ-ЛБ все же тягач, хоть и военный, а не бронетранспортер. Забегая вперед, скажем, что со временем были предприняты определенные усилия для увеличения защитных свойств этой прекрасной боевой машины.

Основные тактико-технические характеристики МТ-ЛБ

Экипаж, чел.

Десант, чел.

Масса машины, т

Масса буксируемого прицепа, т

Грузоподъемность, т

Длина, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Клиренс, мм

Двигатель:

– тип, марка

дизельный, ЯМЗ-238В

– мощность, кВт (л.с.)

Скорость движения, км/ч:

– максимальная

– максимальная с прицепом

– средняя с грузом и прицепом

– на плаву

Максимальный угол, град.:

– подъема

Запас хода по топливу, км

Вооружение

7,62-мм пулемет ПКТ

Боекомплект

2.500 патронов

На фото: МТ-ЛБ занимает позицию на одном из горных перевалов в Дагестане, август 1999 г.

Бронированный долгожитель

Итак, на вооружение армии был принят МТ-ЛБ – многоцелевой транспортер легкий бронированный, уже при жизни ставший не только армейской «рабочей лошадкой», любимой за простоту и надежность в эксплуатации, но и поистине легендой Советской, а затем и Российской армии. Почему легендой? Судите сами.

Наверное, в том далеком 1964 году, когда в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода под руководством Анатолия Белоусова на базе «гражданского» легкого транспортера МТ-Л был создан знаменитый МТ-ЛБ, специалистам и в голову не могло прийти, какая долгая жизнь уготована этой бронемашине. Никто, вероятно, и помыслить не мог, что она полвека будет находиться в боевом строю, что завод выпустит ее огромной серией – свыше двух десятков тысяч экземпляров – и что на базе МТ-ЛБ – внимание! – будет создано около 90 модификаций! Такого, пожалуй, история танкостроения не знала!

Об основных тактико-технических характеристиках базовой машины уже было сказано выше. Надо сказать, что они не сильно изменились со временем. Конечно, совершенствовались агрегаты и узлы, на МТ-ЛБ устанавливались новые, более «продвинутые» дизельные двигатели, но в основном эти изменения были «косметическими», поскольку сама по себе база бронированного тягача оказалась близкой к идеальной, позволившей устанавливать на ней самые разнообразные комплексы вооружений и использовать машину для самых широких армейских нужд.

Уже в самом начале «жизненного пути» у МТ-ЛБ появилась модификация МТ-ЛБВ, главное отличие которой от базовой машины состояло в ширине гусеничных траков. Вместо стандартных 350 мм, ширина гусеницы составила целых 565 мм. Модифицированный тягач легко преодолевал болотистую местность, был незаменим в северных районах или при действиях в условиях значительного снежного покрова. И это неудивительно – его удельное давление на грунт вместо 0,48 кгс/ кв. см стало равняться 0,28 кгс/кв. см, что было меньше удельного давления человека на грунт!

Шасси МТ-ЛБ было использовано при создании около двадцати образцов различной боевой и вспомогательной техники.

Одним из них стал самоходный зенитный ракетный комплекс ближнего действия . В ходе эксплуатации этот комплекс неоднократно подвергался модернизации, один из последних вариантов – «Стрела-10М3» – был принят на вооружение в 1989 году. ЗРК мог вести успешную борьбу с самолетами на высотах от 25 до 3.500 м, летящих на встречных курсах со скоростями до 415 м/с и до 310 м/с – вдогон, вертолетами со скоростями полета до 100 м/с, крылатыми ракетами со скоростями полета до 200-250 м/с, беспилотными летательными аппаратами со скоростями от 20 до 300 м/с на высотах от 10 до 2.500 м. Боевая часть массой 5 кг оснащалась стержневыми поражающими элементами.

В настоящее время в России проведена глубокая модернизация ЗРК «Стрела-10», вылившаяся в новый комплекс малой дальности .

Базу МТ-ЛБ успешно «примерил на себя» и самоходный противотанковый ракетный комплекс . Сначала это был полуавтоматический комплекс второго поколения, ракеты которого управлялись по радиолучу. ПТРК поражал бронированные цели и другие защищенные объекты противника в диапазоне от 400 метров до 5 километров, имел скорострельность 3-4 выстрела в минуту. Боекомплект из 12 выстрелов располагался в механизированной боеукладке барабанного типа. Перезаряжание пусковой установки производилось автоматически. Масса ракеты в транспортно-пусковом контейнере составляла 46,6 кг. Комплекс обслуживался расчетом из двух человек. Со временем на вооружение ПТРК «Штурм-С» стали поступать более совершенные ракеты «Штурм» и «Атака».

По отзывам специалистов, неплохи были станции разведки и засечки позиций стреляющей артиллерии СНАР-10 «Леопард». Антенна РЛС станции обнаруживала летящий снаряд на дальностях до 20 километров, бортовой компьютер по двум точкам траектории рассчитывал место, с которого был произведен выстрел, и передавал данные своей артиллерии, которая и уничтожала вскрытую позицию противника.

Были незаменимы в войсках и машины технической помощи МТП-ЛБ с краном-стрелой грузоподъемностью в полторы тонны, различным ремонтным оборудованием, мощной лебедкой с тяговым усилием почти в 7 тонн, газосваркой.

Отлично зарекомендовали себя в войсках созданные на базе МТ-ЛБ 122-мм самоходные гаубицы «Гвоздика», машины авианаведения «Трель», дорожно-землеройные машины «Восторг», санитарно-эвакуационные машины с медицинским оборудованием для оказания первой помощи раненым, разведывательные химические машины «Кашалот». Последние, кстати, прошли проверку на прочность в условиях почти боевых – им пришлось принимать самое активное участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

С 1967 года стал выпускаться модернизированный вариант МТ-ЛБ – МТ-ЛБУ, не имевший пулеметной башенки. У этой модификации машины была несколько увеличена длина и высота корпуса, появилось по одному дополнительному опорному катку с каждой стороны. На машине был установлен 300-сильный двигатель, и она стала прародительницей целого семейства специальных машин, насчитывавшего около 70 наименований. Из заводских ворот выходили всевозможные командно-штабные машины и машины управления огнем артиллерии и средствами ПВО, спецмашины для войск радиоэлектронной борьбы, войск связи. Для химических войск было создано несколько модификаций, в том числе комплекс наземной дистанционной химической разведки КДХР-1Н, обеспечивающий дистанционный контроль приземного слоя атмосферы на площади до 75 квадратных километров. Востребованной в войсках оказалась транспортная машина переднего края ТМПК «Мул». Появились машины с установленными на них зенитными установками ЗСУ-23-2, 82-мм минометом «Василек» и т.д.

Многие из становившихся в армейский строй бронемашин имели названия различных животных. И логически «закольцевал» этот «зоосад» разведывательный комплекс «Зоопарк-1» – автоматизированная система обнаружения позиций артиллерии, минометов, реактивных систем залпового огня, стартовых позиций тактических ракет, определения их координат и обеспечения прицельной стрельбы своих огневых средств на дальностях до 45 километров. Технические возможности этого комплекса весьма высоки: его радар с фазированной антенной решеткой способен в условиях активного радиоэлектронного противодействия противника обнаруживать до 70 вражеских позиций в минуту, одновременно сопровождать до 12 целей и выдавать их координаты на командные пункты наших средств уничтожения еще до того, как выпущенные противником снаряды или ракеты поразят определенные им цели. Комплекс «Зоопарк-1» имеет высокую степень автоматизации: его обслуживают всего три человека…

Все бы хорошо, но в 90-х годах прошлого столетия огромный парк МТ-ЛБ Российской армии чуть было не приказал долго жить: основной завод, производивший их, оказался за границей. Оставалось три пути: либо платить огромные деньги за запчасти и ремонт техники братьям-украинцам (единственный оставшийся в России завод по ремонту МТ-ЛБ в городе Белогорске Амурской области не мог справиться с большими объемами работ), либо вообще отказаться от использования МТ-ЛБ, либо организовывать собственное производство многоцелевых транспортеров. Мы пошли по третьему пути. На заводе «Муромтепловоз» сначала стали делать капитальный ремонт тягачей, производить для них запчасти, а потом, по мере накопления опыта, наладили глубокую модернизацию МТ-ЛБ и их модификаций, в основе которой лежало стремление повышения огневой мощи машин. Этого требовала сама жизнь: как-никак за долгие годы службы техника и в особенности вооружение устарели морально.

Необходимо отметить, что после проведения капитального ремонта на «Муромтепловозе» ресурс МТ-ЛБ восстанавливался более чем на 80 процентов. Это объяснялось тем, что на заводе обеспечили стопроцентную замену всех резинотехнических и пластмассовых изделий, имевшихся в машине, всей электропроводки и осветительной арматуры, установили жесткий объективный инструментальный контроль деталей, проходящих дефектацию.

Вскоре в Муроме наладили производство самых современных бронемашин, оснащенных различными комплексами вооружения. Первой ласточкой стал МТ-ЛБВМК с новой башней, в которой устанавливался 12,7-мм пулемет «Корд». Затем появился вариант 6МА, в башне которого, взятой «взаймы» у БТР-80А, начали устанавливать 14,5-мм пулемет КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Вслед за вариантом 6МА появился вариант МТ-ЛБ 6МБ, вооруженный 30-мм пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТ.

На этом муромчане не остановились и вскоре выдали на-гора вариант 6МБ3, вооружение которого составляли 23-мм автоматическая пушка ГШ-23В, 12,7-мм пулемет «Корд», .

Но и это не было пределом. В настоящее время на «Муромтепловозе» идет напряженная работа по установке на модернизированный МТ-ЛБ различных вариантов комплексов вооружений, включающих пусковые установки современных ПТУР, двухствольные 30-мм автоматические пушки ГШ-30В, ПЗРК «Игла» и т.д.

Изменилась и сама машина: в последних модификациях установлены современный двигатель, новая трансмиссия, механику-водителю теперь не приходится дергать за рычаги – вместо них появился, на манер БМП, элегантный штурвал, оружие в башне стабилизировано в двух плоскостях, управление им осуществляется посредством электроприводов, появились новые прицелы, улучшенная оптика, установки пуска дымовых гранат, другая современная аппаратура.

Одним словом, из оружейного тягача, средства доставки боеприпасов и другого имущества, современный модернизированный МТ-ЛБ превратился в настоящую боевую машину, способную сказать свое веское слово в бою и на равных сражаться с противником.

К сказанному выше остается добавить, что многоцелевые тягачи по лицензии производились в Болгарии и Польше. Причем тамошние конструкторы в свое время тоже воспользовались уникальными возможностями МТ-ЛБ, создав на их базе большое количество модификаций: боевых машин пехоты с различным вооружением, самоходных минометов, противотанковых средств, САУ, командно-штабных, разведывательных, ремонтно-эвакуационных, медицинских и других специальных машин, зенитных самоходных установок, машин технической помощи, инженерной разведки, дистанционного минирования и т.д. О высокой надежности и функциональности наших тягачей говорит и тот факт, что в настоящее время они стоят на вооружении почти трех десятков стран, в том числе государств-членов НАТО.

Основные тактико-технические характеристики модернизированных МТ-ЛБ

Экипаж, чел.

Двигатель:

тип, марка мощность, кВт (л.с.)

дизельный, ЯМЗ-238ВМ (ЯМЗ-238ВЗ)

176 (240) / 228 (310)

Скорость движения, км/ч:

– максимальная по шоссе

– максимальная на плаву

Максимальный угол, град.:

– подъема

Запас хода по топливу, км

Варианты вооружения:

комплектация 6МА

14,5-мм пулемет КПВТ (или 23-мм пушка КПВБ),

7,62-мм пулемет ПКТ

комплектация 6МБ

30-мм пушка 2А72 (2А42),

7,62-мм пулемет ПКТ

комплектация 6МБ3

23-мм автоматическая пушка ГШ-23В,

12,7-мм пулемет «Корд»,

30-мм автоматический гранатомет АГС-30

комплектация 6МБ4

30-мм автоматическая двухствольная пушка ГШ-30В,

12,7-мм пулемет «Корд»,

30-мм автоматический гранатомет АГС-30

  • МТ-ЛБ (Объект 6) - базовый вариант.
    • МТ-ЛБВ - снегоболотоходный вариант. Модификация имеет более широкие траки и пониженное удельное давление на грунт (около 0,27 кгс/см² ). Предназначена для северных регионов.
      • МТ-ЛБВ-Н - многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
        • МТ-ЛБВ-НС «Алтай» - многоцелевой транспортёр-тягач, адаптированный для эксплуатации в народном хозяйстве.
      • МТ-ЛБВМ - версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта НСВТ , вместо башенной установки ТКБ-01-1.
      • МТ-ЛБВМК - версия с установкой 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд ». Двигатель ЯМЗ-238ВМ, мощностью 240 л. с. .
        • МТ-ЛБВМ1К - модификация, приспособленная для работы на высокогорье, с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 310 л. с. , новой радиостанцией и новым отопителем.
    • МТ-ЛБМ (Объект 6М) - современная модификация, разработана в ОАО «Муромтепловоз ».
      • Объект 6МА - вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80 .
        • Объект 6МА1 - модернизация «Объекта 6МА» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя» .
        • Объект 6МА2 - модернизация «Объекта 6МА» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ.
        • Объект 6МА3 - модернизация «Объекта 6МА» с установкой 4 пусковых установок ПТУР 9М133 «Корнет» , 7,62-мм пулемёта ПКТМ и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант» .
        • Объект 6МА4 - модернизация «Объекта 6МА1» с установкой 23-мм автоматической пушки 2А14 вместо пулемёта КПВТ .
      • Объект 6МБ - вариант МТ-ЛБМ с модулем МБ2, включающий в себя 30-мм пушку 2А72 .
        • Объект 6МБ2 - модернизация «Объекта 6МБ» с дополнительной установкой 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя».
      • Объект 6МБ3 - вариант МТ-ЛБМ с установкой 23-мм авиационной пушки ГШ-23в , 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
      • Объект 6МБ4 - вариант МТ-ЛБМ с установкой 30-мм авиационной пушки ГШ-30к, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд» и 30-мм автоматического гранатомёта АГС-30 «Атлант».
      • МТ-ЛБМ1 (Объект 6М1) - модификация МТ-ЛБ с установкой нового двигателя ЯМЗ-238БЛ-1, мощностью 300-310 л. с. , механической трансмиссии с гидрообъёмным механизмом управления поворотом.
        • МТ-ЛБМ1А7 - вариант с башенной установкой, соответствующей бронетранспортёру БТР-80, с установкой 7,62-мм пулемёта ПКТМ, 12,7-мм зенитного пулемёта «Корд», 30-мм автоматического гранатомёта АГС-17 «Пламя» и установлена система 902В для постановки дымовых завес.
        • МТ-ЛБМ1Б2 - модификация МТ-ЛБМ1 с идентичным вооружением «Объекта 6МБ2».
      • МТ-ЛБМ2 (Объект 6М2) - модификация МТ-ЛБ от «Курганмашзавода » с установкой нового двигателя и трансмиссии .
    • МТ-ЛБ-ЛПТ - лесопожарный трактор. Производитель - ОАО «Муромтепловоз».
    • КТМ-10 - снегоболотоход для инженерных войск вооружённых сил РФ.
      • КТМ-10Г - снегоболотоход для гражданского сектора.
        • КТМ-10-01Г - многоцелевой грузопассажирский снегоболотоход с двигателем ЯМЗ-238БЛ.
      • УБГМ-1А - буровая гидромеханизированная установка на базе КТМ-10
    • УБШМ-1-20 - буровая шнековая малогабаритная установка
    • УСМ - 4311 - универсальная снегоболотоходная машина для гражданского сектора, имеется несколько модификаций.

Украинские

  • МТ-ЛБР6 - бронетранспортёр на шасси МТ-ЛБ. Производитель - Харьковский тракторный завод . Установлены новый дизельный двигатель, новая одноместная башня (30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1 со спаренным 7,62-мм пулемётом КТ-7,62, дымовые гранатомёты системы 902Б «Туча»). Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. Изготовлен 1 опытный .
  • МТ-ЛБР7 - БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем БМ-3 «Штурм» . Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две пусковые установки ПТУР 9М114М «Конкурс-М », 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты. Защищённость экипажа усилена за счёт разнесённого бронирования и кевларового подбоя. Производитель - Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе .
  • МТ-ЛБМШ - БМП на шасси МТ-ЛБ с боевым модулем «Шквал» . Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт КТ-7,62, две противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) «Барьер», 30-мм автоматический гранатомёт, дымовые гранатомёты. Сделано 26 для Мьянмы .
  • «Положение-2 » - разведывательный автоматизированный звукометрический акустический комплекс «Положение-2» производства СКБ «Молния» был разработан в 1995-2012 годах и в феврале 2013 года принят на вооружение украинской армии. В апреле 2013 года был изготовлен один демонстрационный образец на шасси МТ-ЛБ
  • МТ-ЛБ-Т-23-2 - МТ-ЛБ с

Любая война – это не только непосредственный огневой контакт с неприятелем, а и сложнейшая логистическая задача, без решения которой рассчитывать на успех бессмысленно. В войска ежедневно нужно доставлять сотни тонн грузов, так что без значительного парка транспортных средств любая современная армия воевать просто не сможет. Кроме грузов, на передовую нужно доставлять и личный состав, а также различные виды вооружения. Понятно, что военная специфика накладывает свои требования к конструкции и техническим характеристикам транспортных средств.

Типичным примером транспортного средства, созданного для армейских нужд, является советский гусеничный вездеход МТ-ЛБ, который был разработан конструкторами Харьковского тракторного завода в начале 60-х годов. Аббревиатура МТ-ЛБ расшифровывается, как «многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный».

Изначально этот легкий гусеничный транспортер создавался для доставки людей и грузов и в качестве тягача для артиллерийских орудий. В армии МТ-ЛБ нередко используют для перевозки мотострелков, хотя для этой роли он никогда не предназначался.

Вообще, эту машину можно смело назвать легендарной. Долгие годы она была настоящей «рабочей лошадкой» сначала советской, а потом и российской армии. Введя в название транспортера слово «многоцелевой», его создатели, наверное, даже не догадывались, насколько они будут правы. Трудно даже перечислить все таланты, которыми обладает МТ-ЛБ: на базе этого тягача было создано более восьмидесяти специальных машин и модификаций.

Для чего только не использовали МТ-ЛБ военные: и для проведения разведки (артиллерийской, радиационной и химической), оказания технической помощи и медицинской помощи, в качестве минного заградителя или передвижной радиостанции. Список можно продолжать еще долго. Также можно добавить, что на базе этого легкобронированного многоцелевого тягача были созданы несколько самоходных минометов, ЗРК «Стрела» и САУ «Гвоздика».

Существует мнение о слабой защищенности и тихоходности МТ-ЛБ, но те, кто говорит об этом, слабо представляет себе, для чего вообще создавался этот тягач. Да, действительно, броня этого вездехода может защитить только от огня стрелкового оружия и осколков. Но он не предназначен ходить в атаки, а 7,62-мм пулемет, установленный на машине, нужен, скорее, для самообороны. Основная задача МТ-ЛБ – доставка на передний край грузов и людей, а не участие в боевых действиях. Фактически МТ-ЛБ – это армейский грузовик с гусеничным ходом и защищенный пускай и слабой, но все же броней. В этом случае отсутствие тяжелого вооружения – это не недостаток, а, скорее, преимущество транспортера. К тому же опыт Афганской войны и двух кампаний на Северном Кавказе показал, что пулемет Калашникова позволяет бронетранспортеру защитить не только себя, но и оружейный расчет, закрепленный за машиной.

В армии МТ-ЛБ ласково называют «мотолыгами». Эксплуатация машины продолжается и сегодня, на 2010 год в российской армии находилось около 4 тыс. этих гусеничных тягачей.

Сегодня эта машина находится на вооружении нескольких десятков армий мира, она принимала участие в бесчисленном множестве военных конфликтов разной локальности и очень неплохо себя зарекомендовала. С момента начала серийного производства всего было выпущено 9,6 тыс. единиц МТ-ЛБ, а модернизацией «мотолыг», кажется, не занимался только ленивый.

Бронетранспортеры МТ-ЛБ выпускались в Польше и Болгарии по советской лицензии.

Отличная надежность тягача, его высокая ремонтопригодность и простота обслуживания были по достоинству оценены и на «гражданке»: МТ-ЛБ нашел свое применение в геологоразведке, стал излюбленным транспортом у охотников, лесников, нефтяников и газовиков.

История создания

В начале 60-х годов советское военное руководство решило обновить транспортный парк и заменить давно отслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П новой машиной. А чтобы сделать этот процесс дешевле, было принято решение взять за основу что-нибудь из гражданской техники. Наиболее подходящим претендентом оказался легкий транспортер МТ-Л, который и переделывать особо было не нужно, только разработать для него бронированный корпус. Большинство же систем и механизмов машины осталось прежним.

Разработкой тягача занимались конструкторы КБ Харьковского тракторного завода, она началась в 1964 году, а уже через два года было развернуто серийное производство новой машины.

Корпус гусеничного транспортера был выполнен из стальных плит небольшой толщины, что обеспечивало защиту только от огня легкого стрелкового оружия и осколков. Однако такое решение позволило сохранить небольшую массу машины – менее десяти тонн. Благодаря этому у конструкторов не возникло особых проблем с плавучестью транспортера – он может преодолевать водные преграды со скоростью 5-6 км/ч. А гусеницы МТ-ЛБ обеспечивают машине низкое удельное давление на грунт, что является залогом отличной проходимости тягача.

В 1966 году машина была принята на вооружение, производством МТ-ЛБ занимался Харьковский тракторный завод. В конце 60-х транспортер стал массово поступать в подразделения советской армии. МТ-ЛБ активно поставлялся на экспорт, благодаря чему принял участие в большом количестве региональных конфликтов. Советские войска использовали «мотолыги» во время Афганской войны, после распада СССР этой машине довелось повоевать еще и на просторах бывшего «великого и могучего».

Прекрасные тактико-технические характеристики машины позволили создать на ее базе целый ряд специальных машин как военного, так и гражданского назначения. Особенно популярными стали вездеходы на шасси этого бронетранспортера. Уже в 70-е годы подобные машины стали привычным транспортным средством в Сибири и в районах Крайнего Севера.

После распада СССР конструкторское бюро и производственная база, которая занималась выпуском МТ-ЛБ, остались на Украине. С того момента харьковчане сумели создать несколько удачных военных и гражданских модификаций машины.

В России модернизацией МТ-ЛБ занимаются несколько предприятий. Наиболее известными из них являются «Муромтепловоз» (г. Муром) и рубцовский филиал «Уралвагонзавода». Эти производители сотрудничают с российским оборонным ведомством, МЧС, регулярно представляют свою продукцию на различных выставках. Хотя, на самом деле восстановлением и «апгрейдом» МТ-ЛБ, конечно же, занимается гораздо больше компаний, предприятий и обычных народных умельцев, которым просто нравится эта замечательная машина.

Время от времени появляются публикации о том, что тягач МТ-ЛБ устарел и его необходимо заменить на что-то более новое. Обычно они сопровождаются рассказами о недостаточной защищенности машины и ее слабом вооружении. В качестве возможного преемника МТ-ЛБ нередко называют бронетранспортер БТР-3Ф.

Подобная идея не кажется слишком удачной. О боевых характеристиках и назначении МТ-ЛБ было написано выше. Что касается БТР-3Ф, то эта машина была создана на базе БМП-3, отзывы о которой, мягко говоря, весьма неоднозначны. Кроме того, стоимость МТ-ЛБ и БТР-3Ф просто несопоставимы. Конструкторы «мотолыги» заложили столько возможностей для модернизации этой машины, что сравнительно небольшие вложения позволяют создать на ее базе вполне современные транспортные средства.

Описание

Герметичный корпус МТ-ЛБ выполнен из броневых стальных плит, соединенных между собой сваркой. Их толщина составляет 7-14 мм. Внутреннее пространство машины разделено на несколько отделений. Следует отметить, что транспортер имеет значительный внутренний объем, в котором вполне комфортно размещаются члены экипажа машины и ее пассажиры. Еще можно добавить, что на машины, предназначенные для работы в условиях низких температур, устанавливаются дополнительные системы обогрева.

В передней части машины располагается трансмиссионное отделение, в котором находится коробка передач и поворотный механизм, а также компоненты системы смазки и бортовые передачи. Чтобы получить доступ к элементам трансмиссии, необходимо открыть крышку, находящуюся на верхней передней броневой плите.

Отделение управления расположено сразу за трансмиссионным, их разделяет броневая перегородка. В нем находятся рабочие места механика-водителя и командира машины. Наблюдение за местностью водитель ведет через лобовое окно, которое при необходимости можно закрыть броневой стальной крышкой, или с помощью трех перископов. Над его головой находится люк, через который он и попадает на свое рабочее место. Следует отметить, что транспортер имеет хороший обзор, который позволяет уверенно управлять машиной как днем, так и ночью. В темное время суток для освещения пути используются две фары и фара-искатель.

В крыше корпуса над местом командира машины находится башенка кругового вращения с 7,62-мм пулеметом. Обзор командиру обеспечивает такое же лобовое окно, как и у водителя или три перископа. На свое место командир попадает через люк в крыше корпуса.

Вдоль левого борта машины сразу за отделением управления установлен двигатель. Там же находится и главный фрикцион. Чтобы получить доступ в моторное отделение, необходимо снять съемную панель в крыше корпуса.

Транспортно-десантное отделение занимает всю заднюю часть тягача. С отделением управления оно сообщается лазом, который идет по правой стороне корпуса. МТ-ЛБ может перевозить до 11 десантников. Вход и выход осуществляется через задние двери или люки в крыше корпуса машины. В стенках предусмотрены амбразуры, через которые бойцы могут вести огонь из личного оружия.

Транспортер МТ-ЛБ оснащается дизельным мотором ЯМЗ-238В с мощностью 192 кВт. Удельная мощность составляет 19,0 кВт/т – очень высокий показатель для середины 60-х годов.

Ходовая часть транспортера включает пару ведущих и пару направляющих колес, а также двенадцать опорных катков, выполненных из алюминиевого сплава. Внутри каждого из них находится воздушная камера, которая улучшает плавучесть машины. Регулировка натяжения гусениц осуществляется изнутри бронетранспортера. Для действий на заболоченной местности или в глубоком снегу на транспортер могут устанавливаться более широкие гусеницы.

Подвеска МТ-ЛБ торсионного типа. Герметичный корпус транспортера позволяет ему неплохо плавать. Движение на воде осуществляется за счет перематывания гусениц, его скорость составляет 5-6 км/ч. На передней части корпуса находится водоотражательный щиток, который поднимается во время форсирования водных преград. Кроме того, верхняя часть гусениц закрыты специальными экранами, которые во время плавания образуют гидродинамические туннели.

В стандартную армейскую комплектацию МТ-ЛБ входит прибор ночного видения, а также комплекс защиты от оружия массового поражения.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «avtoton62.ru» — Автомобильный портал - Запчасти. Оборудование. Шины и диски. Электроника