Ремонт и обслуживание контакторов и магнитных пускателей. Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Ремонтные работы В результате эксплуатации, аварий, перегрузок и естественного износа часть электрооборудования и сетей выходит из строя и подлежит ремонту. Ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности электротехнических устройств, восстановлению их ресурсов или их составных частей. Под операцией ремонта понимают законченную часть ремонта, выполняемую на одном рабочем месте исполнителями определенной специальности, например: очистка, разборка, сварка, изготовление обмоток и т.д. В электрических аппаратах чаще всего повреждаются подвижные, неподвижные и дугогасительные контакты. Ремонт в основном заключается в определении неисправности, устранении ее, замене поврежденных и изношенных деталей с последующей регулировкой и испытанием. При эксплуатации контакты очищают от нагара металла, копоти, окислов. Очищают напильником с тонкой (мелкой) насечкой. Устраняют сильный и слабый нажим контактов. Для этого между контактами помещают бумагу (фольгу), оттягивая подвижные контакты через динамометр, вытягивают фольгу. Нормальное усилие 0,5-0,7кГ. Магнитная система контактов может создавать шум, гудение, причины этого:

Неплотно прилегает якорь к сердечнику, повреждение короткозамкнутого витка;

Очень большое натяжение контактов, якорь перекошен по отношению к сердечнику;

В местах прикосновения якоря и сердечника имеется ржавчина;

У магнитных пускателей и контакторов нельзя допускать разновременности замыкания силовых контактов.

Короткозамкнутые витки у контакторов и магнитных пускателей выполняются из меди, латуни и алюминия. Они укладываются в штампованные пазы на концах сердечника. Обращается внимание на дугогасительные камеры. Отсутствие их может вызвать перекрытие дугой отдельных фаз. Катушки ремонтируют при повреждении каркаса, обрывах, витковых замыканиях и полном сгорании.

Обрыв в катушке определяется, если не развивается тяговое усилие и не потребляется ток. Витковое замыкание обнаруживается по ненормальному нагреву и уменьшению тяги. У контакторов чаще меняют главные контакты, гибкие соединения, дугогасительные камеры, катушки, пружины, короткозамкнутые витки. Сопротивление изоляции обмоток не должно превышать 0,5 МОм. У реле чаще перегорают нагревательные элементы. Для нагревательных элементов применяют нихром, фехраль. Отдельные нагревательные элементы изготавливают методом штамповки. Спиральные нагревательные элементы кадмируют для предохранения от окисления. Ремонт контактов. Загрязнения, износ, обгорание, копоть или окисления, наплывы и брызги металла на поверхности подвижных частях, включая и ножи рубильников или неподвижных (губки ножей) контактов, а также на пластинах и контактных мостиках устраняются хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине, или надфилем. При изломе или ослаблении контактных пружин, повреждениях антикоррозийного покрытия, пружины заменяют.

Ремонт катушек электромагнитов . Катушки бывают каркасными и бескаркасными. Наиболее часто встречающееся повреждение - трещины длиной до 15мм в каркасе. Их устраняют следующим образом. Поверхность каркаса вокруг трещины очищают от пыли и масла хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине. При повреждении наружного слоя изоляции катушки или обрыве обмоточного провода в верхних слоях обмотки снимают наружную изоляцию обмотки и поврежденные витки до места повреждения или обрыва, припаивают, изолируют место пайки нового обмоточного провода и доматывают требуемое количество витков, повторив операции, которые выполняются при намотке новых катушек. При значительных повреждениях каркаса, междувитковых замыканиях, обгорании изоляции обмотки на большую глубину катушка должна быть заменена новой. Ремонт каркасных катушек. Подбирают необходимый для катушки каркас и провод, параметры которого должны соответствовать паспортным данным. Перед установкой на намоточный станок каркас следует обернуть двойным слоем электроизоляционной бумаги толщиной 0,02-0,03мм и конец ее приклеить к каркасу. При намотке необходимо следить за тем, чтобы натяжение провода не было чрезмерным, это может вызвать обрыв провода. Провод при намотке должен ложиться ровным плотным слоем. Между 1-м и 2-м слоями обмотки укладывают межслоевую изоляцию из изоляционной бумаги. Если катушка нагревостойкая, то для межслоевой изоляции используют тонкую стеклоткань.

Ремонт магнитопровода . Загрязнения удаляют хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине; следы коррозии тщательно зачищают стальной щеткой и шлифовальной шкуркой; наклеп на поверхностях соприкосновения сердечника и ярма удаляют шлифовкой поверхности напильником на шлифовальном станке.

ОХРАНА ТРУДА

Организационные мероприятия Организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работы в электроустановках, являются:

а) оформление работы наряд-допуском, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации;

б) допуск к работе;

в) надзор во время работы;

г) оформление перерыва в работе, переводов на другое рабочее место, окончания работы.

Наряд, распоряжение, текущая эксплуатация

Работа в электроустановках производится по наряду, распоряжению, в порядке текущей эксплуатации. Наряд - это задание на производство работы, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность выполнения работы, и пр. По наряду могут производится работы в электроустановках, выполняемые:

а) со снятием напряжения;

б) без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них.

Распоряжение - это задание на производство работы, определяющее ее содержание, место, время, меры безопасности (если они требуются) и лиц, которым поручено ее выполнение. Распоряжение может быть передано непосредственно или с помощью средств связи с последующей записью в оперативном журнале. Текущая эксплуатация - это проведение оперативным (оперативно-ремонтным) персоналом самостоятельно на закрепленном за ним участке в течении одной смены работ по перечню Лица, ответственные за безопасность работ, их права и обязанности Ответственными за безопасность работ являются:

а) лицо, выдающее наряд, отдающее распоряжение;

б) допускающий - ответственное лицо из оперативного персонала;

в) ответственный руководитель работ

г) производитель работ;

д) наблюдающий;

е) члены бригады.

Лицо, выдающее наряд, отдающее распоряжение, устанавливает необходимость и объем работы, отвечает за возможность безопасного ее выполнения, достаточность квалификации ответственного руководителя, производителя работ или наблюдающего, а также членов бригады. Право выдачи нарядов и распоряжений предоставляется лицам из электротехнического персонала предприятия, уполномоченным на этом распоряжением лица, ответственного за электрохозяйство предприятия. Указанные лица должны иметь группу по электробезопасности не ниже V в электроустановках напряжением выше 1000 В и не ниже IV в установках напряжением до 1000 В. Право давать распоряжения на производство ряда работ, перечень которых определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия, предоставляется также лицам из оперативного персонала с группой не ниже IV.

Допускающий - ответственное лицо из оперативного персонала - несет ответственность:

а) за правильность выполнения необходимых для допуска и производства работ мер безопасности, их достаточность и соответствие характеру и месту работы;

б) за правильность допуска к работе, приемку рабочего места по окончании работы с оформлением в нарядах или журналах.

Допускающий должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV при работе в электроустановках выше 1000 В и не ниже III - в установках до 1000 В.

Ответственный руководитель , принимая рабочее место от допускающего и осуществляя допуск, отвечает наравне с допускающим за правильную подготовку рабочего места и достаточность выполненных мер безопасности, необходимых для производства работы, в том числе и за достаточность мер, предусмотренных в графе наряда Отдельные указания Ответственному руководителю запрещается принимать непосредственное участие в работе по нарядам, кроме случаев, когда он совмещает обязанности ответственного руководителя и производителя работ. Ответственный руководителями назначаются лица из электротехнического персонала, имеющие группу по электробезопасности V.

Производитель работ , принимая рабочее место от допускающего, отвечает за правильность его подготовки и за выполнение необходимых для производства работы мер безопасности. Производитель работ обязан проинструктировать бригаду о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать при работе, обеспечить их выполнение членами бригады. Производитель работ соблюдает настоящие Правила сам и отвечает за их соблюдение членами бригады, следит за исправностью инструмента, такелажа и другой ремонтной оснастки. Производитель работ обязан также следить за тем, чтобы установленные на месте работы ограждения, плакаты, заземления не снимались и не переставлялись. Производитель работ, выполняемых по наряду с электроустановках напряжением выше 1000 В, должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV, в установках до 1000 В - группу не ниже III. Производитель работ, выполняемых по распоряжению во всех электроустановках, должен иметь группу не ниже III

Наблюдающий назначается для надзора за бригадами строительных рабочих, разнорабочих, такелажников и других лиц из неэлектротехнического персонала при выполнении ими работы в электроустановках по нарядам или распоряжениям. Наблюдающий за электротехническим персоналом, в том числе командированным, назначается в случае проведения работ в электроустановках при особо опасных условиях, определяемых лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия, где эти работы производится. Наблюдающий контролирует наличие установленных на месте работы заземлений, ограждений, плакатов, запирающих устройств и отвечает за безопасность членов бригады от поражения электрическим током электроустановки. Наблюдающему запрещается совмещать надзор с выполнением какой-либо работы и оставлять бригаду без надзора во время работы. Наблюдающими назначается лица с группой не ниже III. Члены бригады обязаны соблюдать настоящие Правила инструктивные указания, полученные при допуске к работами во время работы.

Технические мероприятия . Для подготовки рабочего места при работах со снятием напряжения должны быть выполнены в указанном порядке следующие технические мероприятия:

а) произведены необходимые отключения и приняты меры, препятствующие подаче напряжения на место работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коомутационной аппаратуры;

б) на приводах ручного и на ключах дистанционного управления коммутационной аппаратуры вывешены запрещающие плакаты;

в) проверено отсутствие напряжения на токоведущих частях, которые должны быть заземлены для защиты людей от поражения электрическим током;

г) наложено заземление (включены заземляющие ножи, а там, где они отсутствуют, установлены переносные заземления;

д) вывешены предупреждающие и предписывающие плакаты, ограждены при необходимости рабочие места и оставшиеся под напряжением токоведущие части.

При оперативном обслуживании электроустановки двумя и более лицами в смену перечисленные в настоящем пункте мероприятия должны выполнять двое. При единоличном обслуживании их может может выполнять одно лицо, кроме наложения переносных заземлений в электроустановках выше 1000 В и производства переключений, проводимых на двух и более присоединениях в электроустановках напряжением выше 1000 В, не имеющих действующих устройств блокировки разъединителей от неправильных действий

На поверхности которых имеются следы подгорания и нагара, очищают хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в уайт-спирите или в авиационном бензине.

Брызги и «корольки» металла на поверхности контактов зачищают надфилем. После очистки щупом толщиной 0,05 мм проверяют плотность соединения контактных поверхностей. При замкнутых контактах щуп не должен проходить между контактами более 25% контактной поверхности.

При изломе или ослаблении контактную пружину заменяют новой или годной с выбракованного пускателя.

При износе или срыве резьбы в отверстиях под винты крепления токоподводящих проводов отверстия с поврежденной резьбой рассверливают и метчиком нарезают резьбу следующего размера.

Ремонт магнитопроводов магнитных пускателей

Магнитопроводы магнитных пускателей состоят из якоря и сердечника, на котором укреплен короткозамкнутый виток.

Загрязненные поверхности соприкосновения сердечника и якоря очищают обтирочным материалом, смоченным в бензине. При наличии на поверхности соприкосновения следов коррозии поверхность зачищают шлифовальной шкуркой. После очистки щупом толщиной 0,05 мм проверяют площадь соприкосновения сердечника и якоря, прижав рукой якорь к сердечнику. Поверхность соприкосновения должна составлять не менее 70% от сечения кернов.

Если воздушный зазор между средними кернами якоря и сердечника магнитопровода менее 0,2 мм, якорь или сердечник пускателя зажимают в тисках и напильником с мелкой насечкой опиливают средний керн. Затем якорь прикладывают к сердечнику и щупами проверяют зазор. Величина зазора должна находиться в пределах 0,2 - 0,25 мм. При опиливании керна следят, чтобы поверхности средних кернов якоря и сердечника при замыкании магнитной системы были параллельными.

При наклепе поверхности соприкосновения сердечника и якоря шлифуют на шлифовальном станке до удаления следов наклепа. После шлифования щупами проверяют зазор между средними кернами, а также площадь соприкосновения крайних кернов якоря и сердечника. Зазор между средними кернами должен находиться в указанных выше пределах, а площадь соприкосновения крайних кернов должна составлять не менее 70% сечения кернов.

Поврежденный короткозамкнутый виток в пускателях заменяют новым. Поврежденный короткозамкнутый виток пускателей спиливают напильником с одной стороны и снимают.

Место установки витка зачищают надфилем. Новый короткозамкнутый виток изготовляют из латуни. Замена материала и изготовление короткозамкнутого витка с отклонениями размеров запрещается, так как это приводит к усилению гудения включенного пускателя или к недопустимому нагреву витка.

Изготовленный короткозамкнутый виток у пускателей запрессовывают в пазы сердечника или надевают на сердечник и отгибают крепящие его пластины.

Если поверхность магнитопровода имеет поврежденную окраску, ее очищают обтирочным материалом, смоченным в бензине или в уайт-спирите, и просушивают. После высыхания сердечник и якорь опускают в ванночку с эмалью так, чтобы поверхности соприкосновения не были покрыты лаком, причем ширина неокрашенного пояска вокруг кромок поверхности соприкосновения должна быть не более 3 мм. Красить сердечник и якорь магнитопровода можно также кисточкой.

Окрашенные поверхности сушат на воздухе в течение 2 - 3 ч.

Ремонт выводных зажимов магнитных пускателей

Обгоревшие или окислившиеся контактные поверхности выводных зажимов зачищают надфилем или шлифовальной шкуркой, протирают обтирочным материалом, смоченным в бензине, и залуживают припоем ПОС-30.

При износе или срыве резьбы в отверстиях под винты крепления токоподводящих проводов отверстия заваривают медью или латунью с помощью газовой горелки. Место заварки зачищают напильником, накернивают и просверливают отверстие для нарезания новой резьбы. В просверленном отверстии нарезают резьбу размером поврежденной резьбы.

1. Осмотр контакторов. Контакторы должны быть очищены от заводской смазки, пыли, грязи и протерты сухой и чистой тряпкой. Проверяется соответствие проекту типа и номинальных данных контактора, целость всех электрических соединений. Подтягиваются ослабленные крепления. Опробывается от руки подвижная система на отсутствие заеданий. Проверяется одновременность замыкания и размыкания главных контактов и правильность действия вспомогательных контактов.

В случае выявления на контактных поверхностях застывших капель меди они зачищаются мелкой стеклянной (но не наждачной) бумагой или бархатным напильником. Смазка контактных поверхностей не допускается, так как от дуги она выгорает и продуктами горения загрязняет контактные поверхности, что. увеличивает нагрев контактов. При зачистке контактных поверхностей необходимо строго сохранять первоначальную форму (радиус закругления, профиль) контактов для того, чтобы сохранить их необходимое перекатывание. Зачищать надо только капли и наплывы до выравнивания поверхности, но не до выведения раковин.

Контакты должны касаться линейно по всей ширине без просветов, постепенно перекатываясь при замыкании с незначительным скольжением. При эксплуатации это будет способствовать поддержанию ихповерхности в хорошем состоянии.

2. Измерение и регулировка нажатия на контактах . Проверка растворов, провалов и нажатий главных и вспомогательных контактов производится на мощных и ответственных контакторах; при необходимости осуществляется их регулировка.

Растворы, провалы контактов и давлений на контактах должны соответствовать требованиям табл. 6-1. и 6-2. Раствор Аи провал В главных контактов замеряют шаблоном или нутромером в местах, показанных на рис. 6-1, Для мостиковых вспомогательных контактов эти места даны на рис. 6-2.

Места измерений начального и конечного нажатия главных контактов показаны на рис. 6-3; значения силы нажатий - содержатся в табл. 6-1 и 6-2. Начальная сила нажатия на мостик вспомогательного контакта должна быть в пределах 0,58-2,4 Н (большее значение для контакторов больших габаритов), конечная около 3 Н.

Провал контактов определяется путем замера зазора при замкнутых контактах от подвижного контакта до его упора.

Регулировка начального нажатия производится изменением начального сжатия (растяжения) встроенной контактной пружины, изменением ее длины за счет изменения числа шайб илирегулировочными болтами; в некоторых случаях требуется замена пружины.

Для контакторов с искрогасительными контактами необходимо проверить расстояние между главными контактами в момент касания искрогасительных, для чего якорь магнитной системы контактора от руки медленно подводится к сердечнику до момента соприкосновения искрогасительных контактов. Зазор между главными контактами в этот момент должен быть не менее 1,5 мм.


Если это расстояние меньше, то контакты следует заменить или отрегулировать болтовыми соединениями по заводской инструкции.

3. Проверку напряжения втягивания и отпадания контактов удобно производить по схемам рис. 6-4. Пакетный выключатель Q, шунтирующий вспомогательный контакт контактора КМ1 при определении напряжения отпадания, должен быть разомкнут. При отсутствии регулировочного автотрансформатора можно воспользоваться трансформаторами 220/36 В, включив их по схеме автотрансформатора (рис. 6-5). При таком включении на катушке контактора напряжение будет равно минимально допустимому рабочему (0,85 U н) сети.

Главной особенностью процесса включения контактора переменного тока является значительное увеличение индуктивности катушки по мере уменьшения воздушного зазора. Общее сопротивление катушки определяется в основном ее индуктивным сопротивлением, и поэтому ток катушки в момент включения, когда индуктивное сопротивление мало, в 10-15 раз больше, чем при подтянутом якоре. В отличие от катушек постоянного тока нагрев катушек переменного тока почти не влияет на изменение магнитодвижущей силы и на напряжение втягивания вследствие малого влияния активного сопротивления катушек на ток. Поэтому при испытаниях не вносится поправка на температуру катушек и окружающей среды. По той же причине проверка напряжения втягивания контакторов переменного тока требует достаточной быстроты выполнения операций во избежание перегрева катушек и регулировочных устройств током включения. Следует помнить также, что при проверке напряжения втягивания от временных маломощных источников оперативного тока возможны в момент включения значительные просадки напряжения и данные о напряжении втягивания оказываются сильно завышенными.

Напряжение втягивания и отпадания контакторов постоянного тока необходимо проверять при нагретой втягивающей катушке до номинально допустимой температуры 70 °С. При измерениях с холодного состояния для уточнения результатов нужно внести поправку на отклонение температуры окружающей среды от 20 °С; каждым ±10°С соответствует изменение напряжения втягивания на ±2,5-3 % номинального напряжения.

Контакторы должны четко включаться при подаче 85 % номинального напряжения.

Напряжение отпадания контакторов нормами не лимитируется. Оно должно быть замерено и внесено в протокол.

Согласно ПУЭ-76 (§ 1-8-34) проверка напряжения втягивания контакторов не обязательна, а контакторы испытываются многократным включением и отключением пониженным напряжением: на включение 0,9 U н 5 раз, на отключение 0,8 U н 10 раз. Это испытание может быть заменено проверкой работы контакторов при комплексном опробовании схем, когда напряжение источника оперативного тока снижается до 80 % номинального.

4. Проверка магнитной системы. При включении катушки контактора переменного тока на номинальное напряжение может появиться сильное гудение контактора, что указывает на неисправность его магнитной системы. Для устранения неисправности магнитной системы необходимо проверить чистоту соприкасающихся поверхностей якоря и сердечника, отсутствие консервирующей смазки, точность пригонки подвижной и неподвижной частей магнита, наличие неповрежденного короткозамкнутого витка, уложенного в прорези сердечника.

Для проверки плотности прилегания якоря к ярму между ними прокладывают листок копировальной и листок тонкой белой бумаги, а контактор замыкают вручную. По величине пятна на белой бумаге судят о качестве прилегания якоря. Если обе половинки магнитной системы соприкасаются только частью менее 60-75 % своей поверхности, а в других местах имеется зазор (более 0,03- 0,05 мм), то якорь нуждается в подгонке.

Короткозамкнутый виток изготовляется сплошным (без мест соединения) или на сварке (пайка не допускается) и должен быть плотно зажат в своем пазу. Крепление витка производится подгибанием предназначенных для этого пластин, забиванием в паз узких клиньев или накернированием края паза. Замена материала короткозамкнутого витка, изменение его сечения или средней длины недопустимы, так как в этих случаях виток может настолько перегреться, что перегреет катушку, а контактор начнет гудеть. Нормальная- температура нагрева короткозамкнутого витка 200 °С.

5. Проверка контактора с защелкивающим механизмом. На рис. 6-6 приведена схема управления контактором с защелкивающим механизмом. При подаче импульса на включение контактора втягивающая катушка КМ1 получает питание через размыкающий вспомогательный контакт КМ2.1 защелкивающего механизма, притягивает якорь контактора и защелка опускается; вспомогательный контакт защелки КМ2.1 размыкает цепь втягивающей катушки, а вспомогательный контакт защелки КМ2.2, замыкаясь, подготовляет цепь отключения. При отключении на втягивающую катушку КМ1 подается напряжение одновременно с катушкой защелки КМ2. Втягивающая катушка притягивает якорь контактора и тем самым снимает с защелки усилие, создаваемое якорем во включенном положении, и позволяет катушке КМ2 легко поднять защелку. После ее поднятия контактом КМ2.2 контактор отключается и приводит схему в исходное положение.

При осмотре контактора с защелкивающимся механизмом необходимо проверить работу последнего включением контактора вручную. При проверке работы контактора под напряжением проверяется и работа контактов защелки, В случае неудовлетворительного гашения дуги на вспомогательных контактах КМ2.1 защелки параллельно им подключают конденсатор емкостью 1 мкФ (типа МБГЧ на 250 В для сети 220 В).

И контакторы проверяют и налаживают по следующей программе: внешний осмотр, регулировка магнитной системы; регулировка контактной системы, проверка сопротивления изоляции токоведущих частей.

При внешнем осмотре контакторов и магнитных пускателей в первую очередь обращают внимание на состояние главных и блокировочных контактов, магнитной системы, проверяют наличие всех деталей контактора: немагнитной прокладки у контактора постоянного тока, крепежных болтов, гаек, шайб, короткозамкнутого витка у контакторов переменного тока, дугогасительных камер.

Легкость хода контактора проверяют путем замыкания его от руки. Ход магнитной системы должен быть плавным, без толчков и заеданий.

При протекании тока по катушке контактор переменного тока должен издавать лишь слабый шум. Сильное гудение контактора может указывать на неправильное крепление якоря или сердечника, повреждение короткозамкнутого витка, охватывающего сердечник, или на неплотное прилегание якоря к сердечнику электромагнита. Для устранения чрезмерного гудения подтягивают винты, крепящие якорь и сердечник.

Плотность прилегания якоря к сердечнику проверяют следующим образом. Подкладывают между якорем и сердечником листок бумаги и замыкают контактор от руки. Площадь соприкосновения должна составлять не менее 70% сечения магнитопровода, при меньшей площади соприкосновения дефект устраняют правильной установкой сердечника и якоря. При образовании общего зазора шабруют поверхность вдоль слоев листовой стали магнитной системы.

По мере работы контактора постоянного тока может происходить истирание немагнитной прокладки, что уменьшает зазор и способствует прилипанию якоря к сердечнику, поэтому при значительном износе прокладку заменяют на новую.

Контактная система является наиболее ответственной частью контакторов магнитных пускателей, поэтому на ее состояние должно быть обращено особое внимание. В замкнутом состоянии контакты должны касаться друг друга нижними частями, образуя линейный контакт по всей ширине контакта без просветов. Наличие на контактной поверхности наплывов или застывших кусочков металла увеличивает контактное сопротивление (а следовательно, и потери в контактах) более чем в 10 раз. Поэтому при обнаружении наплывов необходимо удалить их напильником. Зачистка наждачной бумагой и смазка контактной поверхности не допускается.

Кроме того, в особо ответственных контакторах и магнитных пускателях определяют начальную и конечную силы нажатия главных контактов. Начальное нажатие - сила, создаваемая контактной пружиной в момент соприкосновения контактов. Она характеризует упругость пружины. Конечная сила нажатия характеризует давление на контакты при полностью включенном контакторе и неизношенных контактах. Начальную и конечную силы нажатия определяют с помощью динамометра.

Сопротивление изоляции токоведущих частей контакторов и магнитных пускателей проверяют мегомметром на 500 или 1000 В. Значение сопротивления изоляции катушки не должно быть ниже 0,5 МОм.

Кроме указанных выше работ в могут быть включены следующие:

а) проверка отсутствия короткозамкнутых витков в катушке,

б) проверка контакторов многократными включениями и отключениями,

в) настройка магнитных пускателей.

Для коммутации электрических приборов низковольтной аппаратуры применяются устройства, которые получили название магнитный пускатель или контактор.

С помощью таких приборов осуществляют:

  • Включение или отключение электродвигателей механических приводов в промышленном оборудовании;
  • Управление системой наружного освещения населенных пунктов и подсветкой исторических и промышленных объектов;
  • При использовании электрического отопления производится подключение и отключение ТЭНов нагревательных приборов;
  • С их помощью производят коммутацию электродвигателей и других пусковых органов в цепях автоматики;
  • Также средства коммутации широко применяются в бытовой аппаратуре.

Такие приборы выпускаются на однофазный или трехфазный пускатель.

Выбор прибора

Как правило, выбор магнитного пускателя осуществляется на этапе проектирования оборудования. Иногда возникает вопрос, как выбрать магнитный пускатель в процессе ремонта.

Для этого руководствуются следующими правилами:

  • Прежде всего, рассматриваются технические характеристики и конструктивные особенности;
  • Подбирают прибор на соответствующее напряжение цепи питания. В большинстве случаев это напряжение 220/380 вольт. Реже коммутируемая сеть имеет напряжение 380/660 вольт;
  • При выборе аппарата рассматривают номинальный рабочий ток коммутируемого механизма. Они выпускаются на различные токи коммутации от 6,3А до 250А;
  • Затем обращают внимание на параметр механической износостойкости. Он показывает, сколько циклов срабатывания может выдержать прибор без ремонта;
  • Учитывают количество полюсов коммутации;
  • На какое напряжение рассчитаны катушки магнитных пускателей. Они выпускаются на питающее напряжение от 9 до 380 вольт;
  • Часто контакторы имеют вспомогательные или дополнительные контакты. Они используются в схемах автоматики и сигнализации;
  • Промышленность освоила выпуск специальных приборов, которые могут осуществлять реверсивное включение двигателей. Такие приборы в одном корпусе имеют два контактора;
  • Когда осуществляют выбор магнитного пускателя, обращают внимание на наличие теплового реле защиты.

При самостоятельном подключении оборудования выбор пускателя производят по мощности двигателя.

Исходя из полученного значения, выбор мотора производят таким образом, чтобы номинальный рабочий ток трехфазного двигателя был меньше тока магнитного пускателя.

То есть расчетные данные должны быть меньше значений подобранного контактора. По умолчанию при расчете принимается, что контактор способен выдерживать пусковые токи, они многократно превышают рабочие токи.

Так, для подключения двигателя мощностью 3,7 Квт рабочий ток составит 3,7*2=7,4 А. Для подключения асинхронного двигателя такой мощности, достаточно выбрать магнитный пускатель с рабочим током 10 А.

Для точного подбора устройства существуют математические формулы. Которые позволяют точно рассчитать параметры контактора.

Iном.=P/(U*η* cosφ*√3),

Эта формула справедлива для выбора устройства на 3-х фазное напряжение. Коэффициенты η принимают значение 0,87, и cosφ= 0,88.

Рассчитывают пусковой ток по формуле:

Iпуск.=k*Iном., где к-коэффициент кратности тока. Он имеет значение 7-8, в зависимости от мощности двигателя.

Для окончательного выбора необходимо вычислить ударный ток короткого замыкания в момент пуска. Его определяют по формуле:

i= (1,2-1,4)*Iп*√2,

После проведенных расчетов необходимо выбрать магнитный пускатель из модельного ряда, выбираем как для двигателя, так и для другой аппаратуры. После того как осуществили выбор магнитного пускателя по току в таблице модельного ряда, пускатель монтируют на дин рейку и собирают схему.

Симптомы неисправности устройства

Как и все механизмы в процессе работы происходит отказ оборудования. Неисправности характеризуются следующими симптомами:

  • При включении слышно сильное гудение пускателя. Что может привести к выходу катушки контактора из строя. Нормально работающее устройство издает еле слышное гудение;
  • Включение главных контактов происходит не равномерно. И как следствие контакты подгорают, а при потере фазы может отказать и электродвигатель;
  • В реверсивных устройствах отсутствует реверс;
  • Якорь прилипает к сердечнику;
  • Отсутствует самоблокировка.

Ремонт прибора

Для того чтобы произвести ремонт магнитного пускателя, необходимо не только знать симптомы, но и методы ремонта. При неравномерном включении контактов производят затяжку хомутика контактов.

При необходимости зачищают контакты от окислов и налипшего металла. При сильном гудении производят регулировку магнитных пускателей. Затягивают винты, крепящие якорь и сердечник. Проверяют состояние короткозамкнутого витка.

Его повреждение характеризуется звоном и дребезгом магнитного пускателя, когда он работает. Проверяют прилегание обеих половин сердечника. В случае неполного прилегания (менее 70%) производят ремонт магнитного пускателя для восстановления поверхности прилегания.

Для этого зажимают копировальную бумагу между сердечниками. Если поверхность недостаточна, производят притирку сердечников. Таким образом, устраняется гудение магнитного пускателя, а наличие зазора объясняет, почему гудит контактор.

Восстановление реверса осуществляют подгонкой механических тяг. Причиной залипания якоря и сердечника может быть недостаточность или отсутствие диэлектрической прокладки.

Проверяют толщину или наличие прокладки, а также воздушный зазор.

Если отсутствует самоблокировка, производят регулировку блок — контактов. Когда этого сделать невозможно, контакты меняют.

Для того чтобы убедиться в исправности устройства необходимо знать как проверить работоспособность магнитного пускателя.

Проверка работоспособности и обслуживание

Для этого необходимо произвести внешний осмотр прибора. Обращают внимание на состояние катушки. Она не должна иметь видимых потемнений и повреждений.

Контактная группа не должна иметь перекосов, а замыкание контактов происходит одновременно.
Измеряют напряжение срабатывания и отключения устройства. Прибор должен срабатывать при постепенном поднятии напряжение от 0 до 0,85Uном. А отключаться при понижении напряжения до 0,45Uном.

Для того чтобы коммутирующее устройство работало продолжительное время необходимо во время эксплуатации проводить обслуживание устройства.

Для этого проверяют состояние соединений. Очищают прибор от пыли. Контролируют состояние коммутирующих контактов. Производят ревизию металлических деталей устройства.

Особое внимание обращают на состояние пружины. Она должна быть довольно жесткой. Витки распределены равномерно по всей длине. Якорь не должен заедать и перекашиваться.

При наличии механических неисправностей, производят смазывание или шлифуют детали. Если устройство оборудовано тепловым реле, работоспособность его проверяют на специальном стенде в лабораторных условиях.

В домашних условиях эту проверку осуществить невозможно. При обнаружении неисправности производят ремонт или замену устройства на исправное.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «avtoton62.ru» — Автомобильный портал - Запчасти. Оборудование. Шины и диски. Электроника