К:Картины 1514 года

Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти. Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки усиливает мотив креста, который едва заметно написан художником.

Традиционным для изображений Иоанна Крестителя считается и жест правой руки, направленный вверх. Впрочем, этот жест в определенном смысле является традиционным и для творчества Леонардо, его можно обнаружить в ряде законченных произведений («Тайная вечеря », «Мадонна в скалах», «Мадонна с Младенцем» (1510) и др.), а также набросков.

    Jesús en La Última Cena, de Leonardo da Vinci.jpg

    Леонардо да Винчи. Тайная вечеря (фрагмент)

    Léonard de Vinci - Vierge aux rochers 3.jpg

    Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент)

    Leonardo - St. Anne cartoon-alternative.jpg

    Леонардо да Винчи. Св. Анна с Марией и Младенцем Христом

Изнеженность Св. Иоанна, граничащая с женоподобием, мягкая улыбка, взгляд, вьющиеся кольцами волосы свидетельствуют о вырождении в творчестве мастера принципов классического стиля. Леонардо да Винчи здесь выступает как инициатор маньеризма.
Поскольку моделью для «Иоанна Крестителя», как и «Вакха», вероятнее всего послужил Салаи , очевидно, что «предательская улыбка», по словам У. Пейтера, «выдаёт мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом или обстановкой».

Напишите отзыв о статье "Иоанн Креститель (Леонардо да Винчи)"

Литература

  1. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI века. - М., 1977
  2. Пейтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М., 2006
  3. Санти Б. Леонардо да Винчи. - М., 1995

Ссылки

«иоанн креститель» леонардо да винчи. Портрет пришельца на картине да винчи Краткое описание картины

Отрывок, характеризующий Иоанн Креститель (Леонардо да Винчи)

Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!

На картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», художником изображен длиннокудрый женоподобный юноша, который в одной руке держит крест, а другой указывает на небо.

Изучение этой картины в монохроматическом свете показало, что шкура (одеяние Иоанна Крестителя) и тростниковый крест (его типичный атрибут на живописных полотнах) добавлены позднее другим художником. После чего картина и стала называться «Иоанн Креститель». Хотя с образом Крестителя этот юноша никак не сочетается.

Вот например как изображает Иоанна Крестителя Андреа Верроккьо, у которого юный Леонардо был в учениках. Работая над картиной «Крещение Христа», учитель поручает юному Леонардо написать ангела, держащего одежду Христа.

Искусствовед Сильвано Винчетти озвучил теорию, что прототипом таинственной Джоконды является ученик Леонардо да Винчи Жан Жакомо Капротти. Капротти, также известный как Салаи, работал вместе с известным художником более 20 лет. Лицо юноши имеет поразительное сходство с образом Моны Лизы. «Салаи был любимой моделью Леонардо, – говорит Винчетти, – можно со всей уверенностью утверждать, что художник добавил черты его лица в образ Моны Лизы».

По поводу поразительного сходства с Джокондой – замечание уместное. Не менее поразительное сходство можно найти и с Анной на других его картинах.

Стоит заметить, что существует схожий портрет кисти Леонардо да Винчи «Ангел, приносящий благую весть». Можно предположить, что и Иоанн, до того, как ему пририсовали крест, тоже был тем же Ангелом. Вспомним теперь, что существует известный набросок Леонардо да Винчи, так называемый «Ангел во плоти».

История наброска довольно темна. Известно, что в 19 веке он был частью королевской коллекции в Виндзоре, вместе с одиннадцатью другими эротическими рисунками авторства Леонардо. По словам британского искусствоведа Брайана Сьюэлла, в один прекрасный день эту коллекцию осмотрел некий «известный немецкий эксперт», и некоторое время спустя рисунки исчезли (не исключено, что с молчаливого согласия королевы Виктории), а впоследствии оказались в Германии. Имена последующих владельцев рисунков не афишируются, однако более столетия спустя, в 1991 году, Карло Педретти, признанный знаток творчества Леонардо, смог получить разрешение владельца рисунка и представить «Ангела во плоти» на выставке в Стиа, в Тоскане. Как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении, что Леонардо является автором этого наброска.

Трудно представить себе образ, более далекий от всего того, что принято связывать с понятием «аскетизм», чем этот изнеженный юноша. Пищей его были явно не «акриды и дикий мед». Тысячи искусствоведов, литераторов и прочих любителей прекрасного пытались понять, что именно хотел выразить мэтр Леонардо, изобразив св.Иоанна Крестителя в столь неожиданном, мягко говоря, виде. Недаром, этот портрет всегда служил благодатной подпиткой для легенд и слухов, упорно связывающих Леонардо с различными секретными сообществами, изображающих его обладателем «скрытых», «сокровенных» знаний, еретиком, «магом», «посвященным», иными словами, связывающих его с герметической традицией эпохи Возрождения.

Таким образом, строго говоря, нет никаких оснований ассоциировать женственного юношу, изображенного Леонардо да Винчи, с Иоанном Крестителем. Однако это обстоятельство никоим образом не снимает вопроса: зачем такая ассоциация все-таки создана, пусть даже не самим Леонардо, а кем-то другим? Ну, в самом деле, зачем пририсовывать юноше явно нехристианского вида атрибуты одного из наиболее чтимых христианских святых? Какой комплекс идей за этим кроется? Есть ли в этом некий скрытый – герметический – смысл?

Трансформации канонического образа Иоанна Крестителя в Пророка Илию, Гермеса Трисмегиста, Ангела Завета и легендарного Метатрона покажутся адептам любой церкви абсурдными и, возможно, даже кощунственными! Но аргументированность и непоколебимость доводов в этой работе неотразимы.

Приведем еще один аргумент в пользу такой интерпретации: сравним изображение со знаменитым «Меркурием» Джамболонья. Правая рука Меркурия приподнята и согнута в локте точно так же, как на портрете Иоанна Крестителя и на картине «Ангел, приносящий благую весть», и точно так же устремлен в небеса перст указующий.

Перст указующий присутствует на многих полотнах и рисунках Леонардо да Винчи; искусствоведы не смогли сколь-нибудь убедительно объяснить значение этого символического жеста. Вполне возможно, что этот символ у Леонардо многозначен, однако при интерпретации образа Иоанна как Еноха-Метатрона его жест на картине да Винчи получает ясное и логичное объяснение: иудейская традиция называет Метатрона указующим перстом Бога, поскольку он указал в пустыне иудейскому народу путь в землю обетованную.

Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо.

В жесте Леонардовского Иоанна поднята правая рука Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа». А сам образ Платона весьма схож с автопортретом Леонардо да Винчи. Следовательно, в образе Платона заявлена связь Платон – Леонардо – Иоанн Креститель. Кроме того, необходимо учитывать, что в эпоху Возрождения Платона считали наследником мудрости Гермеса Трисмегиста.

Марсилио Фичино писал, что Гермес передал сокровенные знания своему ученику Орфею, тот – Аглаофему, которому наследовал Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель божественного Платона. Таким образом, фреска указывает на то, что Леонардо был продолжателем Платона и, тем самым, приверженцем учения Гермеса Трижды Величайшего. Поэтому, говорит нам Платон-Леонардо, вздымая вверх указательный палец, глядя на образ Иоанна, думайте о непревзойденной мудрости и святости божественного Гермеса.


И напоследок ещё одна альтернативная версия, о том, куда же всё-таки направлен перст указующий.

Изображения Девы на зодиаках без труда узнаются. Как правило это – женская фигура с колосом в руках. Нередко Дева изображалась указующей на хвост Льва, как это показано на рисунке А.Дюрера. На нем Дева касается рукой кисточки на конце хвоста Льва. Как бы слегка придерживая его. В этой кисточке изображена звезда Денебола.

Глядя на Деву с указующим перстом, сам собой возникает вопрос: «а был ли мальчик»? Или изначально Иоанн-Гермес задумывался, как Дева, указующая на Денеболу? По крайней мере это объясняет женоподобное лицо Иоанна, которого до Леонардо, изображали аскетичным мужчиной, преклонных лет.

А вот ещё один персонаж, якобы Ангел с указующим перстом (на Александрийской колонне). И для сравнения, изображение Девы, на астрономических картах XVI-XVIIвв. Как говорится, найдите десять отличий:

1. Статуя, венчающая Александрийскую колонну.
2. Андреас Целлариус, «Гармония Макрокосмоса», издание 1661 года.
3. «Явления и предсказания» Арата, 1569-1570 годы, Марк Хофельд, Люксембург.
4. Дюрер, 1515 год. Северная полусфера неба.

Название звезды Денеболы происходит от Deneb Alased, от арабской фразы ذنب الاسد danab al-asad «хвост льва», или, по мнению Балинджера – «Судья», «Грядущий Господин». Ангел указующий на Крест, как бы призывающий помнить о грядущем Суде Божьем?

В астрологии Денебола считалась предвестником несчастья. Считается, что она «запускает» в мунданных картах мировые катастрофы (Р. Эбертин, Г. Хофман «Неподвижные звёзды»). Интересная характеристика звезды, на которой акцентирует наше внимание Дева. Как говорится, что бы это значило? Да уж не апокалипсис ли?

Ну и для полноты картины: Кадуцей, атрибут Гермеса, в руках Девы, из средневековых астрономических атласов.



1. Гуго Гроция, «Построение по Арату», 1600 год.
2. Гигин, «Астрономия», издание 1485 года.
3. Гигин, «Астрономия», издание 1570 года.
4. Манускрипт, IXв.
5. Сакробусто (Sacrobusto «Sphaera Mundi» 1539).

Впрочем, стоит ли удивляться? Ведь Управитель знака Девы – Меркурий, т.е. всё тот же Гермес. Разные народы ассоциировали Деву со своими Великими Богинями, от Изиды и Атаргатис до Артемиды и Фемиды. У греков она ассоциировалась с Афродитой. Отсюда имеем Гермафродит – се суть Гермес и Афродита в одном флаконе. Может быть, Леонардо это имел в виду? Неизвестно...

Личность Леонардо да Винчи оказала неоценимую услугу для развития духовного аспекта эпохи Возрождения в Италии, раздираемой, как внутренними противоречиями, так и внешними феодальными войнами. Ведь его творческое наследие до сих пор поражает воображение даже искушенного современного человека.

Одухотворенная атмосфера той эпохи в полной мере отражается одновременно веселым и жизнерадостным нравом Рафаэля, всегда окруженного компанией друзей, и задумчивым и мрачным характером Микеланджело, который совместно с Леонардо да Винчи получает выгодный заказ на роспись христианского собора во Флоренции. А руководство этого грандиозного проекта поручается молодому и амбициозному чиновнику Никколо Макиавелли.

И именно этот широкий диапазон духовной реализации стоит во главе угла того времени, когда идеализация античности становится той математически выверенной моделью архитектуры и искусства. Причем греко-римское наследие в полной мере дополняется уместной творческой переработкой, которая смогла привнести в культурное наследие своей эпохи характерную уникальность и своеобразие.

Творческое наследие Леонардо да Винчи

Сегодня достоверно известно, что гений Леонардо да Винчи сумел распространиться почти на все области живописи и инженерии. В связи с тем, что в качестве художника он был в свое время значительно менее востребован, то этому талантливому человеку пришлось позиционировать себя в первую очередь именно как инженера, создающего новые образцы вооружений, или, например, как кулинара, который смог изобрести достаточное количество новых и изысканных блюд.

Известно, что в Милане он отвечал за стол самого герцога, в связи с чем ему приходилось распоряжаться не только всем комплексом мероприятий по сервировке различных торжественных застолий, но и заниматься вопросами, связанными с приготовлением всего ассортимента меню. А среди наиболее известных его достижений в области инженерных конструкций следует выделить многочисленные качественные чертежи аэропланов, по которым и сегодня можно изготовить вполне актуальную воздухоплавательную технику.

Этот гениальный изобретатель считал, что человек создан для воздушных полетов. Так, в перечне его тематических творений имеется парашют, телескоп с двумя линзами, облегченный вариант мобильных мостков и многое другое. Особенных слов благодарности заслужили его изыскания в области анатомии, ведь он в данном направлении науки обогнал свое время, как минимум, на три столетия.

Последние годы своей жизни Леонардо да Винчи провел во Франции, где активно занимался организацией придворных торжеств, руководил проектом по изменению русел двух рек, создавал план канала между ними, а также планировал строительство нового королевского дворца. Поистине, гений этого человека был неисчерпаем. Возможно, он может возглавить список гениальных людей планеты всех времен и народов.

Оценка специалистов-искусствоведов

Картина «Иоанн Креститель», принадлежащая кисти итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, написана маслом. Она относится к более позднему периоду творчества мастера живописи. Об упадническом характере данной работы свидетельствует не только период жизни художника, но и завершение самой эпохи Возрождения, одухотворявшей весь европейский мир культуры и искусства. Это отлично видно, как по образу Иоанна, так и по отсутствию традиционного пейзажа на заднем плане картины.

«Иоанн Креститель» писался художником в усадьбе Клу (город Амбуаз в центральной части Франции), когда он пребывал в почете и окруженный всеобщим признанием и вниманием. Известно, что Леонардо да Винчи уже не испытывал удовлетворения от собственного творчества. Он постоянно занимался переделкой и дополнением своих старых работ, которые в большом количестве привез сюда с собой. По всем приметам видно, что данная картина «доводилась до ума» в период его крайнего творческого упадка.

Картина показывает юношу, одна рука которого обращена ввысь, а вторая прижимает к груди крест. Таинственность и загадочность изображения усиливается контрастом темного фона и освещенной фигурой молодого человека. Несмотря на восторженные отзывы коллег по творческому цеху и критиков о работах художника того времени, именно картина «Иоанн Креститель» вызывала у них неподдельное удивление. Ведь привычный канонический образ святого в данном случае очень сильно разнился с полученным изображением.

Религиозная традиция однозначно трактует личность Иоанна Крестителя, выступавшего в Священном писании именно в качестве сурового аскета с обильным волосяным покровом на лице. Поэтому двусмысленная улыбка изображенного на картине юноши никак не вяжется с классическим восприятием известного исторического и религиозного персонажа. Важно понимать, что именно такая улыбка была свойственна всем лицам людей, которых изображал Леонардо в своем позднем периоде творчества.

Именно отсутствие живописного пейзажа на заднем плане картины «Иоанн Креститель» и цветущий образ молодого человека, не соответствующий каноническим правилам художественного воспроизведения образов, позволяют говорить о том, что Да Винчи в этом случае хочет произвести на зрителя особое впечатление. Пожалуй, такого рода двусмысленность может ассоциировать у многих лишь с ироническим мотивом и неким прозрением, позволяющим заглянуть за традиционные рамки бытия.

Краткое описание картины

На темном фоне картины изображен молодой Иоанн. На него сверху и с левой стороны падает свет. Указательным пальцем правой кисти святой указывает на крест, расположенный у него на груди и являющийся его непосредственным атрибутом. Именно крест и небесный свод символизируют пришествие Спасителя. Поэтому данный жест красноречиво свидетельствует о посыле, когда всем людям требуется поразмыслить над духовным подвигом, связанным с подготовкой к этому наиважнейшему событию.

На картине Леонардо да Винчи изображенный персонаж общается со зрителями глазами. Он нежно улыбается, а его фигура полностью соответствует типажу зрелого художника. В качестве одежды отшельника выступает меховая шкура. Он одет не полностью, оставив оголенным правое плечо с правильными пропорциями. А длинные кудрявые волосы Иоанна Крестителя волнами ниспадают на плечи.

Многие специалисты предполагают, что в качестве модели художника послужил его ученик Салаи. Все светотени и контрастные переходы имеют тонкий и изысканный характер. Знаменитое сфумато, изобретенное ранее самим Леонардо да Винчи, здесь реализовано в полной мере. Округлость и пластика совершенных форм подчеркивается на картине мягкими и очень нежными переходами между светлыми и темными тонами. Этот способ изображения позволяет отразить одухотворенное состояние святого. Удивительно, что на полотне невозможно увидеть мазки от кисти.

Картина «Иоанн Креститель»: материалы и исторический экскурс ее мест пребывания

Знаменитая картина Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» написана в период 1508-1513 годов ореховым маслом по дереву. Размер полотна составляет 69 х 57 см. Следует понимать, что во время написания данного шедевра материалы для живописи изготавливались по технологии, совершенно отличной от современной. Так, масло выбеливалось на солнце по пятьдесят лет, а доски сушились и того дольше. Краски готовились художниками самостоятельно. Как правило, они применяли кристаллы, истолченные в порошкообразное состояние.

Впервые о картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» упоминается в летописях в 1517 году. Известно, что именно его ученик Салаи после смерти учителя стал ее владельцем. Кстати, он сделал с нее себе еще и копию, которая неплохо сохранилась. А после смерти Салаи его родственники продали оригинал Франциску I во Францию. Таким образом, данная работа оказалась в Лувре. Однако позже она была перепродана в Англию в коллекцию Карла I. После казни этого монарха картина появляется уже в Германии. Не позднее 1666 года ее выкупают агенты Людовика XIV, и шедевр вновь появляется во Франции. Теперь картина «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи находится в экспозиции Лувра.

Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения.

В середине лета 1516 года Леонардо да Винчи завершил работу над картиной «Иоанн Креститель», которую писал около двух лет.

Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать, именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто).

Но при этом он решительно меняет содержание самого образа, придавая Иоанну не просто живые человеческие черты, но даже такие, которые явно не свойственны каноническим представлениям о Предтече. Герой картины – отнюдь не суровый исполнитель миссии, идущий на неминуемую мученическую гибель, но изнеженный и даже женоподобный юноша, кокетливо поглядывающий на зрителя. И хотя его правая рука воздета к небесам в характерном для героев Леонардо жесте, а диагонали лета и руки пересекаются, сами по себе образуя легко заметный крест, создается впечатление, что это не проповедь, а, скорее, маньеристский танец.

Не случайно это позволило еще исследователям начала ХХ века заметить, что Леонардо выступает здесь как инициатор маньеризма. А по словам профессора У. Пейтера «предательская улыбка выдает мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом и обстановкой».

Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века, и, возможно, интимные отношения. На рисунке “Ангел во плоти”, который явно послужил эскизом к “Иоанну Крестителю”, полписано имя Салаи. Этот же юноша послужил моделью для приписываемой Леонардо картине “Вакх”, языческий персонаж которой внешне похож на Ионна Крестителя с картины да Винчи, но по понятным причинам наполненным совершенно иным содержанием.

«Иоанн Креститель» считается второй по загадочности картиной Леонардо после «Джоконды» и одним из десяти самых посещаемых экспонатов Лувра.




Школа Леонардо да Винчи. Вакх. 1511-1515. Масло, дерево. 177х115 см. Лувр, Париж. 8. Ангел во плоти

Вернемся теперь к портрету Иоанна Крестителя кисти Леонардо да Винчи. Юноша, изображенный на картине, вполне мог бы быть изображением античного Гермеса, если бы не канонические атрибуты Иоанна Крестителя – одежда из шкур и крест из тростника. Однако теперь нас уже не может удивить совмещение столь разных, казалось бы, образов – Гермеса и Иоанна. В свете проведенного анализа мы выдвигаем гипотезу, что картина на самом деле представляет могущественного ангела, почти равного Богу: Иоанна – Гермеса – Еноха – Метатрона, демиурга, создателя материального мира. Представление пророка и аскета Иоанна в виде цветущего юноши уже не кажется странным и невероятным, если учесть, что в синкретических доктринах, созданных мистиками Ренессанса, мудрый старец Гермес Трисмегист являлся ипостасью юного бога Гермеса, а аскет Енох после 365 лет земной жизни и вознесения на небеса стал юношей Метатроном.

Вспомним теперь, что существует известный набросок Леонардо да Винчи, так называемый «Ангел во плоти»:

Поза юноши на наброске практически такая же, как поза Иоанна Крестителя на картине Леонардо, портретное сходство несомненно. Набросок ориентировочно датируется 1513 годом; считается, что Леонардо нарисовал его тогда, когда работал над «Иоанном Крестителем» и что моделью как для этого рисунка, так и для Иоанна послужил один и тот же юноша по прозвищу Салаино, ученик Леонардо. Однако, есть существенная разница – вместо атрибутов Иоанна на рисунке присутствует бесспорный атрибут Гермеса – напряженный фаллос.

История наброска довольно темна. Известно, что в 19 веке он был частью королевской коллекции в Виндзоре, вместе с одиннадцатью другими эротическими рисунками авторства Леонардо. По словам британского искусствоведа Брайана Сьюэлла, в один прекрасный день эту коллекцию осмотрел некий «известный немецкий эксперт», и некоторое время спустя рисунки исчезли (не исключено, что с молчаливого согласия королевы Виктории), а впоследствии оказались в Германии. Имена последующих владельцев рисунков не афишируются, однако более столетия спустя, в 1991 году, Карло Педретти, признанный знаток творчества Леонардо, смог получить разрешение владельца рисунка и представить «Ангела во плоти» на выставке в Стиа, в Тоскане.

Как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении, что Леонардо является автором этого наброска. Мы считаем, что юноша на рисунке представляет Гермеса .

Приведем еще один аргумент в пользу такой интерпретации: сравним изображение со знаменитым «Меркурием» Джамболонья:

Правая рука Меркурия приподнята и согнута в локте точно так же, как на портрете Иоанна Крестителя и на наброске Ангела во плоти , и точно так же устремлен в небеса перст указующий .

9. Перст указующий

Перст указующий присутствует на многих полотнах и рисунках Леонардо да Винчи; искусствоведы не смогли сколь-нибудь убедительно объяснить значение этого символического жеста. Вполне возможно, что этот символ у Леонардо многозначен, однако при интерпретации образа Иоанна как Еноха-Метатрона его жест на картине да Винчи получает ясное и логичное объяснение: иудейская традиция называет Метатрона указующим перстом Бога, поскольку он указал в пустыне иудейскому народу путь в землю обетованную.

Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо:

В жесте Леонардовского Иоанна поднята правая рука Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа»:

Рафаэль. «Афинская школа». Фрагмент

Образ Платона на фреске наделен несомненным сходством с Леонардо да Винчи – вот для сравнения его автопортрет:

Следовательно, в образе Платона заявлена связь Платон – Леонардо – Иоанн Креститель. Кроме того, необходимо учитывать, что в эпоху Возрождения Платона считали наследником мудрости Гермеса Трисмегиста: Марсилио Фичино писал, что Гермес передал сокровенные знания своему ученику Орфею, тот – Аглаофему, которому наследовал Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель божественного Платона. Таким образом, фреска указывает на то, что Леонардо был продолжателем Платона и, тем самым, приверженцем учения Гермеса Трижды Величайшего. Поэтому, говорит нам Платон-Леонардо, вздымая вверх указательный палец, глядя на образ Иоанна, думайте о непревзойденной мудрости и святости божественного Гермеса.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «avtoton62.ru» — Автомобильный портал - Запчасти. Оборудование. Шины и диски. Электроника